жизненных перепетий, смен составов и экспериментов, прикатил на родину Ленина в
рамках своего 25-летия.
Наша справка: группа «Мастер» была создана в 1987
году бывшими музыкантами «Арии» - гитаристом Андреем Большаковым, басистом
Аликом Грановским, ударником Игорем Молчановым и клавишником Кириллом
Покровским. Вокалистом стал Михаил Серышев, впоследствии оперный певец. Среди
многочисленной когорты тогдашних советских рок-групп «Мастер» выделялся своим
тяжелым стилем — трэш-металл, набиравшим в ту пору популярность на Западе.
Первые два альбома группы - «Мастер» и «С петлей на шее» разошлись по стране
миллионными тиражами. В 1989-1992 годах группа работала в Бельгии, перейдя на
англоязычный репертуар. По возвращении коллектив пережил несколько смен состава
и вновь запел на русском. Всего было записано восемь студийных
альбомов.
На сегодня «Мастер» - одна из немногих российских групп,
сохранивших своё лицо и ведущая активную концертную и студийную
деятельность.
Нарушая устоявшуюся традицию, начну с конца. Концерт,
прошедший в Ульяновске на прошлой неделе, произвёл на публику двоякое
впечатление. С одной стороны, «мастера» по-прежнему в форме, порадовали отменной
техникой игры, сыгранностью, как принято говорить — драйвом. С другой —
заполненный лишь наполовину зрительный зал... А ведь был юбилейный концерт - 25
лет группе... Ульяновские рокеры, конечно, народ небогатый, но на той же «Агате
Кристи», помнится, яблоку упасть было негде. Неужто группам типа «Мастера»
суждено быть кумирами узкого круга поклонников старой школы, а молодёжи они
представляются не актуальными? С другой стороны, львиную долю зрителей как раз и
составляли ребята, которым лишь слегка за 20. И зал они раскачивали дай боже.
Дымовые бомбы, световые эффекты — всё, как положено. Похожий на ведьмака,
седовласый Грановский выдавал мощные басовые партии, от громоподобных ударных
трещали стены, вовсю старался вокалист Lexx, а посреди концерта на сцену вышел
сам Михаил Серышев. От такой нарезки лет 15 назад у многих бы снесло крышу. Что
же, спишем незаполненность зала на занятость в будний день.
Говорят, у
вас родился Ленин?
Кстати, пресса тоже не шибко баловала концерт
вниманием, во всяком случае, на интервью за сцену после саунд-чека (настройки
перед концертом — Д.С.) пришли всего трое журналистов. Оказалось, так даже
лучше. Разговор протекал в духе дружеской беседы. Чуждые звёздности музыканты
оказались словоохотливы.
- Мы в Ульяновске не в первый раз, но город
удаётся посмотреть лишь из окна автомобиля, - поделился Алик Грановский. - Но
уверен, люди у вас живут хорошие. Говорят, в Ульяновске даже Ленин родился
(смеется). Еще и Керенский? Ну вообще замечательно!
- Конечно, жаль, что
не удается погулять, посмотреть достопримечательности, - подключился к разговору
вокалист Lexx. - Мельком видел — у вас интересные исторические здания
сохранились. Но увы - утром приехали, настроились, отыграли, уехали. Гастрольная
жизнь, ничего не поделать.
- У вас плотный концертный
график?
- Сейчас нет, чаще ездим по приглашениям, - ответил
Грановский. - Было время, когда вообще из турне не вылазили.
- Наверное,
этот вопрос вас уже достал, но не могу не спросить о вашей версии раскола
«Арии». Ведь вы были её основателями. Неужели всё дело было в конфликте с
покойным ныне менеджером Виктором Векштейном?
- Конечно, не только в
этом, - ответил Грановский. - Были и музыкальные разногласия. Мы хотели играть
одну музыку, остальные музыканты — другую. Наши интересы развивались в разных
направлениях.
- В конце 80-х вы, наряду с группой «Парк Горького» и
Борисом Гребенщиковым решили попытать счастья за границей. Какой приём ожидал
там русскую группу?
- Приняли нас хорошо, несмотря на то, что на тот
момент у нас не было ни одного текста на английском. К началу 90-х у нас уже
сложилась своя аудитория, некоторые по сей день известные в Европе группы играли
у нас на «разогреве». Двое музыкантов так и остались в Бельгии. Я по-прежнему
поддерживаю связь с Кирилом Покровским, он всё так же занимается музыкой. По
сути, по возвращении в Россию начался новый период в жизни группы, который
продолжается по сей день.
- Вернувшись в Россию из Бельгии в 1992
году, вы вместо спортивных арен вынуждены были играть в ночных клубах, чтобы
хоть что-то заработать...
- Нет, ты не совсем верно понимаешь
сложившуюся тогда ситуацию. Большие концерты были и остались. А клубы стали
нашей повседневной работой. Помню, первым из них было заведение мотоклуба
«Ночные волки» - легендарный «Секстон». Тогда это был просто маленький
подвальчик. Но выступать было важно и нужно, чтобы остаться в обойме.
-
Lexx, по случаю юбилея группы, сегодня выступает Михаил Серышев. Певцы вы очень
разные, как планируете делить вокальные партии?
- Ну, думаю, поделим,
что-то споёт он, что-то я, уж точно не подерёмся (смеется). Заодно обсудим, как
разделим гонорар за выступление!
Новых имён нет
Группы, подобные
«Арии» и «Мастеру», всегда держались как бы особняком от того направления, что
принято называть русским роком - «ДДТ», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». То ли
потому, что последние являются скорее аккомпанирующими составами для
воинствующих поэтов, то ли потому, что «Ария» и «Мастер» более ориентированы на
западную стилистику и подход к музыке. Тем неожиданнее выглядела недавняя
попытка «Арии» исполнить песню «Воля и разум» совместно с Константином Кинчевым
и Юрием Шевчуком — корифеи смотрелись рядом с патлатыми металлистами, по меньшей
мере, странно. Их манера исполнения не сочеталась со стилем «Арии», да и
выглядели они как из другой тусовки.
- Да, такое разделение есть, и оно
очень существенно, - подтвердил Lexx. - У «ДДТ» или «Алисы» в первую очередь
идёт огромная смысловая нагрузка текстов, мы же стараемся, чтобы музыка и слова
воздействовали на слушателя в равных пропорциях. Ну, и учимся на примере великих
групп 70-80-х годов, это по-прежнему самое лучшее, что было в роке.
-
А из современных российских музыкантов можете кого-нибудь
выделить?
- Сложно сказать, мы как бы в своем аквариуме, - ответил
Грановский. - В некоторых городах у нас на «разогреве» выступали местные группы,
ребята, несомненно, талантливые. Но вот беда. Из своих городов они чаще всего не
уезжают и на всероссийский уровень не поднимаются. Понимаю, молодёжи сейчас
пробиться трудно. Нужны база, раскрутка, вложения. Продюсеры сейчас почти не
занимаются рок-группами, в результате так мало появляется молодых перспективных
исполнителей.
- Что бы вы посоветовали тем, кто всё же рискнул бы
пробиться наверх?
- Начинайте с азов, - ответил Lexx. - Послушайте,
как играли «Лед Зеппелин», «Дип Перпл», какое значение они придавали своему
творчеству. И работайте, совершенствуйте свою технику. А то иной раз выйдет на
сцену парень, нос задрав на три метра, а возьмёт гитару и такое слажает
(смеется). Кстати, мы никогда не отказываем молодым ребятам в возможности
сыграть у нас на «разогреве». Нужно лишь решить оргвопросы.
-
Собирается ли группа записывать новый альбом и когда его можно
ждать?
- Обязательно, - подтвердил Грановский. - Мы вплотную работаем
над новым материалом, сотрудничаем с поэтессой Маргаритой Пушкиной (автор
текстов «Арии» - Д.С.). Так что ждать уже недолго. Надеемся, мы еще порадуем
наших поклонников.