АЛИК ГРАНОВСКИЙ. БАС-ГИТАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР!




(ИНТЕРВЬЮ-УРОК)



Можно смело сказать, не боясь показаться пафосным, Алик Грановский - это легенда отечественной рок-сцены: бас-гитарист, игравший в первой половине 80-х годов в группах "Смещение" и "Альфа", стоявший у истоков "Арии" и записавший с этим коллективом два его первых альбома, участвовавший, в качестве студийного музыканта, в записи множества различных проектов, наконец, на протяжении вот уже более 15 лет являющийся бессменным участником и идейным вдохновителем "Мастера"!



Музыкант, начинавший свою деятельность ещё в далёкие советские времена, но до сих пор регулярно продолжающий радовать поклонников своими свежими работами и концертными выступлениями - такое встречается не так уж и часто.



Алик Грановский - самобытный бас-гитарист, в арсенале которого огромное количество самых различных приемов и подходов, обладатель своего индивидуального стиля игры и характерного звучания. По опросам многих музыкальных изданий он неоднократно признавался лучшим бас-гитаристом года. За плечами этого музыканта десятки лет практики, тысячи концертных выступлений и множество студийных работ.



Совершенно неудивительно что у музыканта с таким "послужным списком" огромная армия почитателей, желающих узнать как можно больше о секретах его игры. И разумеется, рано или поздно должен был появиться материал, посвященный различным аспектам его бас-гитарного искусства…




- Алик, давай начнем нашу беседу с традиционных вопросов. Расскажи, как и когда ты начал заниматься музыкой? Сразу ли ты стал играть на бас-гитаре или же сначала пробовал другие музыкальные инструменты? Каким был твой первый бас?



- В детстве я начал играть на скрипке и на фортепиано в музыкальной школе. На бас-гитаре я стал играть в 13 лет. Мой первый инструмент был самодельный и без ладов.

- Получается, твой бас-гитарный стаж более 30 лет! - срок немалый. А на начальном этапе занятий бас-гитарой влияние каких групп и бас-гитаристов ты испытывал?



- "Grand Funk Railroad", "Uriah Heep", "Rush", "King Crimson", "S.B.B."("Silezium Blues Band" - польская группа, играющая в стиле progressive jazz rock), "Yes" и Stanley Clarke. Музыка и техника бас-гитаристов этих групп и исполнителей, на начальном этапе моего развития как басиста, оказали на меня очень большое влияние.



- Насколько важными ты считаешь занятия с записями ("съём"), разучивание и игру чужих песен?



- Да, я считаю, что очень важно "снимать" басовые партии, для того чтобы понять принципы игры тех или иных исполнителей. Я в свое время много работал над изучением техники и подходов вышеперечисленных музыкантов.



- А когда и как ты начал развивать свой индивидуальный стиль?



- Я особо не задумывался над изобретением своего собственного стиля. Это получилось само собой. Единственное, что я делал - подолгу играл и экспериментировал. К примеру, в свое время я изобрел много технических приемов. Как ты понимаешь, в то время не было ни видео-магнитофонов, ни видео-учебников, где многие мои приемы, как я узнал позднее, имеют научные названия.



- Свое первое басовое соло ты записал на альбоме "Арии" "С кем ты?". Как тебе пришла идея, включить в хэви-металлический альбом такую нетипичную для этого стиля пьесу? Кстати, в будущем, присутствие на альбомах "Мастера" подобных, как бы выпадающих из общего контекста, бас-гитарных соло стало твоей "визитной карточкой".



- К моменту выхода альбома "С кем ты?" у меня в голове сложился ряд музыкальных произведений. И я, обладая полномочиями решать, что же будет звучать на альбоме, решил попробовать поместить одно из этих произведений в качестве басового соло. Ну, а в дальнейшем это вошло в традицию.



- А как вообще получилось, что ты стал исполнять соло на басу?



- До того, как начать играть рок-музыку, я некоторое время играл free jazz. Как ты понимаешь, это музыка импровизационная. Кое-что я, конечно же, взял из этого стиля. Также, повторюсь, я очень много занимался и экспериментировал. В рок-музыке, я считаю, бас-гитара имеет большое значение. Это не только аккомпанирующий инструмент, он также может играть и соло.



- Ты совсем не используешь медиатор. В то же время в "тяжёлой" музыке скорость звукоизвлечения правой рукой очень важна. Во многих вещах требуется, что называется, "чесать" - стандартным звукоизвлечением это сыграть подчас невозможно. Какой выход в данной ситуации ты для себя нашёл?



- В этой ситуации я использую все пальцы правой руки. Я разработал технику, позволяющую мне играть с атакой и очень быстро.



- Очень интересно. Можешь рассказать поподробнее?



- В основном, тремоло я играю тремя пальцами, начиная с третьего, в таком порядке (3-2-1-2). На каждую сильную долю я делаю небольшой акцент (ТА!-ту-ту-ту). Третий палец в данном случае работает как "рычаг". Плюс, для акцентировки, на сильную долю я делаю небольшой шлепок по струнам, подобно тому, как это делает Стив Харрис. И таким образом, в принципе, могу добиться любой скорости. Можно добавить мизинец, и чередовать пальцы в таком порядке (4-3-2-1), опять же, делая акцент на каждую сильную долю (ТА!-ту-ту-ту). В данном случае уже мизинец выполняет функцию "рычага".



Вообще, я могу очень быстро играть и двумя пальцами (2-1). В "Арии" все песни были сыграны двумя пальцами, даже самые быстрые, такие как "Жизнь задаром" и "Икар". Да и в "Мастере" многие быстрые вещи, например "Кто кого?", я записывал двумя пальцами. Опять же, это становится возможным благодаря системе акцентов на сильные доли. Когда "включаешь" акцентировку - скорость увеличивается, когда играешь ровно - скорость уменьшается.



Грубо говоря, акцент каждый раз идет "на правую сторону", - если играю двумя пальцами, делаю акцент средним, тремя пальцами - безымянным, четырьмя - мизинцем. Если бы я был левша, то вполне возможно, что делал бы акцент "на левую сторону". Но, поскольку я правша, мне удобно, когда при акценте работает эта мышца.



- А на концертах ты играешь с мизинцем?



- Конечно. Но, разумеется, не все, - с мизинцем я играю только какие-то определенные вещи. В зависимости от того, что мне нужно, я использую различное количество пальцев и различные способы звукоизвлечения.



Вообще-то, я играю тремоло даже одним пальцем. В этом случае, я играю Up-Down (вверх-вниз), используя указательный палец подобно медиатору. Или же, совмещаю Up-Down с обычным звукоизвлечением, например (2-1/Up-1/Down), (3-2-1/Up-1/Down). Иногда играю триольное тремоло тремя пальцами (3-2-1) "по кругу", как, например, в пьесе "Память о…". В этом случае триоль, получаемая тремя пальцами, доводится до квартоли, при помощи атаки на каждую долю. Правой же рукой, я играю ближе к грифу (фактически, на самом грифе), без опоры на соседнюю струну, - я как бы поддеваю струну, выбрасывая пальцы вверх.



За годы практики я наработал себе все эти системы и использую их, уже совершенно не задумываясь.



- Однако, многие бас-гитаристы не чувствуют себя комфортно при игре тремя и уж тем более, четырьмя пальцами. И даже, если используют такие техники, не могут добиться ровного звучания. Расскажи, пожалуйста, как ты справляешься с этой проблемой?



- "Фишка" в следующем. Все пальцы руки разной длины, и мизинец самый короткий из них. Но если подтягивать остальные пальцы до уровня мизинца, то можно свободно играть всеми пальцами правой руки.



В то же время, моя система звукоизвлечения правой рукой построена на естественности, и никаких лишних правил, - типа "этот палец держи так, этот держи так", - у меня нет! Система очень проста. Кисть руки свободна. Все пальцы, в том числе и большой, рядом. Рука выполняет единую функцию. Я всего лишь немного подгибаю пальцы, они выравниваются по длине, и я могу работать любым из них. Большой палец либо лежит на струнах под кистью руки, либо я его совсем не фиксирую. Если я им опираюсь, то держу его близко к остальным пальцам, потому что, если между ними будет большое расстояние, играть будет не очень удобно. И вот почему: когда большой палец отведен далеко от остальных, мышцы руки сокращаются медленнее, когда же все пальцы рядом, мышцы сокращаются быстрее. В общем, это обыкновенная анатомия.



Сейчас, в некоторых школах, советуют фиксировать большой палец сверху на датчике, или на нижней струне - так быстро не сыграешь, обязательно будет неровное звучание. Все пальцы должны быть рядом. Рука должна быть как одно целое. Она двигается совершенно свободно и играет в любом месте. Она не ограничена никакими дурацкими правилами. Моя правая рука переносится сюда, сюда, сюда - она, если можно так сказать, освобождена от всех предрассудков. Мое правило - играй так, как тебе удобно, главное - чтобы все звучало качественно и ровно!



- Алик, не мог бы ты дать начинающим бас-гитаристам какие-то упражнения для развития звукоизвлечения правой рукой?



- Да, конечно. Будем играть восьмыми (или шестнадцатыми) на открытых струнах:



Начинаем со второго пальца и играем в таком порядке (2-1). Затем меняем порядок, и играем (1-2).
Далее, играем одним вторым пальцем, и затем, одним первым.
Потом, начинаем варьировать, например: (2-2-1-1), (1-1-2-2), (2-2-2-1-1-1), (1-1-1-2-2-2), (2-2-1-1-1), (1-1-2-2-2).
Затем, соединяем (1-1-2-2-2-1-1-1-2-2), и т.д.



Играйте каждое упражнение минут по десять. Они необходимы для того, чтобы пальцы правой руки развивались одинаково. Теперь вам надо просто развивать эту систему, и распространить эти упражнения на три и четыре пальца.

- А как ты играешь ритмические фигуры типа "галоп" (восьмая - две шестнадцатые)?



- Сейчас я играю "галоп" тремя пальцами: восьмая - первый палец, две шестнадцатых - третий и второй пальцы. Хотя раньше, я играл его очень быстро двумя пальцами. (2-2-1). Например, в композиции "Бивни черных скал" с первого альбома "Арии" я играл именно таким образом. Опять же, это становится возможным при помощи акцента и "рычага" на каждую сильную долю этой ритмической фигуры (ТАМ!(2) - ту(2) - ту(2)).



- Расскажи про технику рейк.



- Этот прием я использую уже очень давно. Рейковые "фишки", например, уже присутствуют в соло "Память о…" с альбома "Арии" 86-го года. Суть данного приема в следующем: подушечками пальцев правой руки я проволакиваю по струнам - делаю срыв. Фактически я совершаю одно непрерывное движение правой рукой, получая при этом множество нот. В зависимости от того, что мне нужно я использую различное количество пальцев правой руки и различное количество струн. Это, в принципе, техника а-ля фламенко.



Кстати, если при рейке я играю подушечками пальцев снизу вверх, тоже самое я могу сыграть и сверху, только уже при помощи щелчков. В этом случае я отталкиваю пальцы от ладони правой руки, создавая "рычаг" и ударяя ногтями по нужным мне струнам.



- Ты также используешь и слэповую технику.



- Да. Как ты, наверное, успел уже заметить, приемов у меня множество. Что же касается слэповой техники, то ее я активно использую только в соло. Например, в концертном соло с альбома 97-го года, или в первой части соло "Никто не забыт, ничто не забыто" с альбома "Лабиринт".



Из-за того, что я держу бас низко, для слэповой игры я разработал технику звукоизвлечения правой рукой, несколько отличающуюся от традиционной постановки. Моя рука почти прямая, кисть и предплечье на одной линии, и я вращаю кистью, совершая удары большим и делая подцепы средним пальцами правой руки.



- Ты используешь классический, стандартный набор струн 045-105, и в то же время играешь с опущенным на тон строем, и вдобавок ко всему - с очень сильной атакой. Не возникают ли у тебя проблемы с чистотой исполнения? Многие, например, опустив строй, для сохранения "жёсткости ощущений" ставят комплект более толстых струн.



- Для моего инструмента опущенный строй даже лучше, потому, что гриф тонкий. Таким образом, не возникает большого натяжения. Даже, если струны звенят по ладам, меня это не пугает.



- А как вообще ты стал использовать "опущенный" строй? Ведь на первых альбомах "Мастера" гитары у вас настроены "правильно".



- Строй был опущен на тон с альбома "Песни мертвых". Для музыки, которую мы играем это вполне традиционно. Например, для некоторых песен с нового альбома я, сохраняя строй трех верхних струн, перестраиваю четвертую, нижнюю струну ми (настроенную в ре) еще на тон ниже, получая таким образом низкую до.

=конец первой части=



Сергей Хлебников

Часть вторая