АЛИК ГРАНОВСКИЙ. БАС-ГИТАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР!


=часть вторая=




- Не было ли мысли просто перейти на пятиструнный инструмент?

- Нет, мысли перейти на пятиструнный бас не было, потому, что моя техника правой руки требует большого расстояния между струнами. Но это вовсе не означает, что я не владею пяти- или шестиструнными инструментами.

- Да, конечно, ведь твое соло "Time X" с альбома "Maniac Party" сыграно именно на пятиструнном басу. Причем в качестве "добавленной" струны ты используешь, в отличие от большинства бас-гитаристов, верхнюю струну си.

- Да, я использовал пятиструнный бас с верхней струной си. Так что, это басовое соло вполне можно сыграть и на обычной шестиструнной гитаре.

- А сам ты играешь на шестиструнной гитаре?

- Да, я умею играть и на обыкновенной гитаре.

- Алик, расскажи, пожалуйста, про "эволюцию" своих бас-гитар, и о том, какие из них ты использовал на записях "Арии" и "Мастера".

- Альбомы "Арии": "Мания величия" я записывал на "самопальном" басу Fender Precision с басовым датчиком Di Marzio, альбом 86-го года "С кем ты?" на Rickenbaker.

Альбомы "Мастера": Первый одноименный виниловый альбом писался на Yamaha Pulsar Bass, "С петлей на шее" на Washburn, альбомы "Talk Of The Devil" и "Maniac Party" я записывал на бас-гитаре Warwick Streamer Stage 1, а затем, переключился на Warwick Streamer Stage 2.

Также, фрагментарно, на записях я использовал еще различные басы. Например, интро к песне "They Are Just Like Us" было сыграно на старом Jazz Bass.

В последнее время, для наших анплагтовых концертов я использую аккустическую бас-гитару Washburn. Ничего сольного "вверху" на ней, конечно же, не сыграешь, гриф заканчивается уже в районе 12-го лада, но для аккустического аккомпанемента этот инструмент хорош.

- А какие вещи вы играете в аккустике?

- Практически все песни, в которых есть гармония, мы переаранжировали для аккустической программы. Разумеется, "навороченные", риффовые композиции мы не играем.

- Интересно узнать про твой подход к написанию песен. Ты приносишь в группу уже готовую "от и до" идею композиции с вокальной темой или же только задумки (риффы, темы), из которых вы сообща что-то делаете?

- Как правило, у меня все уже готово. Но остальные музыканты могут добавлять что-то от себя в своих партиях. Также они могут предлагать композиции, если они вписываются в музыкальную концепцию группы.

- Давай вернёмся к твоим басовым соло. Большинство бас-гитаристов обычно записывают соло, что называется, "в одно касание". Твой же подход к этому совсем другой: часто при записи соло ты используешь несколько различных бас-гитар, дублируешь партии на разных дорожках, ищешь различные звучания и т.д. То есть работаешь над соло как над полноценной композицией. Это интересно и необычно, мне кажется, что к записи соло ты подходишь, в чем-то, даже более скрупулезно, чем к записи песен?

- Некоторые соло я писал на одной дорожке, такие так "Память о…" и "Time X". В "Romance" я использовал две бас-гитары: безладовую, в первой части и ладовую - во второй. В остальных соло действительно, было задействовано от трех до пяти дорожек. Так, например, во второй части соло "Никто не забыт, ничто не забыто" я делал наложение четырех бас-гитар. Две из них играют одинаковую партию на разных дорожках - получается естественный хорус, третья играет арпеджио аккордов, а четвертая, сверху, искусственные флажолеты. Вообще-то я к любой записи отношусь скрупулезно. Но поскольку в данном случае, я играю один как соло, так и аккомпанемент, то использую различные эффекты.

- А как ты "нарулил" такой клёвый звук в "Амстердаме"? Вообще было бы интересно узнать об этой пьесе побольше.

- Сначала была пьеса, а после нашей поездки в Амстердам я решил назвать ее под впечатлением от этого города. В основной части соло я использую аккордовую игру левой рукой, а подушечками пальцев правой руки, согнутыми вместе, постукиваю по струнам в середине грифа. Здесь такое ощущение, как будто играешь на балалайке - вверх-вниз, отбивая ритмическую фигуру на 6/8.

Что касается звука, то никаких особых "фокусов" я не проделывал. Просто, сам Washburn так звучал, плюс "свежие" струны и хорус - никаких хитростей.

- Большинство бас-гитаристов в "тяжелой" музыке, попросту дублируют партии ритм-гитары. Ты же, часто даже в риффах играешь свою линию. Насколько важным для исполнения таких "самостоятельных" партий ты считаешь знание гармонии и ладов?

- Да, я считаю очень важным знание гармонии, ладов и владение разными гаммами. С их помощью музыкант сможет спокойно обыгрывать любые аккорды. Что касается меня, то что-то я играю вместе с гитарой, иногда использую интервалы. Когда звучат длинные гитарные аккорды, я их обыгрываю.

- За пятнадцать лет состав "Мастера" менялся множество раз. Алик, расскажи, пожалуйста, как происходили все эти "перестановки", как ты переживал подобные ситуации? И, какими, на твой взгляд, должны быть отношения внутри коллектива между его участниками?

- Все перестановки в коллективе имели объективные причины, о которых я бы не хотел здесь рассказывать. Труднее всего было расстаться с Андреем Большаковым, так как он был моим музыкальным единомышленником и другом в течение многих лет. Так же трудно было расстаться с Мишей Серышевым. Все годы мне с ним было очень легко как в творческом, так и в человеческом плане.

Вообще я считаю, что необходимо, чтобы участники группы были, в первую очередь, музыкальными единомышленниками. Они также должны доверять своему лидеру. Конечно, идеально, когда музыканты совпадают еще и по человеческим качествам.

- Изначально "Мастер" был двухгитарной группой, однако, после выхода альбома "Maniac Party" ты работаешь с одним гитаристом. Почему?

- Это связано с тем, что мне стало намного легче и интересней играть, когда я перестал зависеть от ритм-гитары.

- Какие требования ты предъявляешь к барабанщику, и какой, на твой взгляд, должна быть ритм-секция "тяжелой" команды?

- В первую очередь, барабанщик должен иметь идеальное звукоизвлечение, а также чувство ритма. Он должен владеть самыми различными стилями, от джаза до рока. Партия басового барабана должна подчеркивать сильные доли бас-гитары.

- Для альбома "Мастер - классика" вы переписали некоторые старые хиты в новых аранжировках. Не было ли боязни, что фэны не примут эти новые варианты? Столько лет на слуху классические "исходные" записи, и вдруг, эти нововведения…

- Никакой боязни не было. Я даже об этом не думал. Наоборот, захотелось, чтобы эти песни имели более современное звучание. На концертах мы играем их в новом варианте, и пока еще никто не жаловался.

- Расскажи про используемые тобой эффекты.

- В свое время я перепробовал множество самых различных "примочек". В результате, единственное, чем я сейчас занят - поиском хорошего драйва. У меня есть, в принципе, неплохой Drive GT2 Sans Amp Tech 21 NYC. Он гитарный, но в нем есть несколько пресетов для баса - один из них я использую. Мне очень нравится звучание как у Криса Сквайра из "Yes" или Джона Уетона из "U.K.". Я чуть-чуть удрайвиваю звук, чтобы он, с одной стороны, был и метальный, а с другой, чтобы не резал середину. Потому что середина для бас-гитары очень важна, особенно для мелкой техники, - такая "правильная", "надутая" низкая середина. Как правило, если ее нет в инструменте или аппарате, то бас-гитара в коллективе "отсутствует" - просто идет фон, но что конкретно басист играет, непонятно.

- А твое отношение к процессорам?

- Процессор я не использую вообще. Некоторое время я им пользовался, - у меня был 16-ти битный Korg A4, - но в результате, я бросил это дело. Может быть, сейчас выйдут какие-то новые 24-х битные процессоры, я их послушаю и, вполне возможно, что-то себе подберу.

- Каковы сейчас твои подходы к работе в студии?

- Я постоянно экспериментирую. Это длительный процесс, и всего не расскажешь. Единственное, что могу сейчас сказать, это то, что я использую аппарат Ampeg и смешиваю сигнал с линии и микрофона.

- Пару лет назад ты сообщил о том, что собираешься записать сольный альбом, - " …в котором будет синтез рока, фанка, хэви и, конечно же, много бас-гитары…". Как сейчас обстоят дела в этой области?

- Инструментал уже записан и сведен. Сейчас Маргарита Пушкина работает над текстами, два уже написано. И остается записать вокал.

- Кто исполнит вокальные партии?

- Я планирую задействовать несколько вокалистов. Думаю, Миша Серышев споет, Лекс - наш новый вокалист. Валера Кипелов, если согласится, тоже споет. Может Артур Беркут…

- Сколько композиций будет в "сольнике"?

- Четыре вокальных, две инструментальных, плюс, различные записи с концертов. Может, войдет запись с юбилейного концерта "15-тилетие Мастера", где я "валяю дурака" с примочкой.

Кстати, на альбоме будет присутствовать одна кавер-версия - инструменталка "YYZ" с альбома 81-го года "Moving Pictures" группы "Rush". Это одна из моих самых любимых вещей, а альбом "Rush" вообще самый любимый.

- А любимый альбом "Мастера" у тебя есть?

- Да. Альбом "Maniac Party", из-за того, что в нем присутствует очень много от "прогрессивной" музыки, мне наиболее близок. Я вообще люблю "прогрессив", мне нравится "Yes", "Rush", "Dream Theatre" - музыка такого плана. В то же время, я, конечно, не могу сказать, что альбом "Maniac Party" мне нравится настолько, что другие не нравятся совсем.

- А когда фэнам ждать нового "Мастера"?

- Как раз в настоящий момент идет работа над новым альбомом группы. Хотелось бы, чтобы он вышел весной. Будем надеяться.

- Каким он будет?

- Сложно сказать… Альбом будет мелодичным, ритмичным и техничным. По музыке, скорее, ближе к двум первым альбомам "Мастера". Но по звучанию, именно по звучанию, а не по содержанию, он будет ближе к альтернативу. Звучание будет более современным.

Сергей Хлебников
Оригинал статьи: http://www.bassboombang.ru/ru/47/14737/



Часть первая