''По ту сторону сна'', Rockcor, №1(64) 2007



Одним из важнейших событий в отечественной

музыкальной жизни за последнее время можно считать выпуск экспериментального альбома «По ту сторону сна» группой МАСТЕР и коллективом MARGENTA, созданным Маргаритой Пушкиной. Использование элементов нью-металл, прогрессива, арт-рока, трэша, джаза, панка, психоделики, готики, традиционного харда, фолка и даже классики бельканто делают эту работу более чем интересной. Заимствовав название у культового писателя Говарда Филипса Лавкрафта, МАСТЕР и MARGENTA создали материал, в котором реальность и сны причудливо переплетаются между собой, создавая неожиданные комбинации... На наши вопросы отвечают: ветеран МАСТЕРА басист Алик Грановский и известная рок-поэтесса, переводчица, издатель и рок-деятель Маргарита Пушкина.



- А Вы, Маргарита, в обсуждении

обложки участвовали?
М; - Обычно все мое участие в работе над альбомами

ограничивается написанием текстов - к остальным моментам, включая оформление,

меня не подпускают (смеётся). В случае с «По ту сторону сна» Грановский рассудил

вполне адекватно - раз идея Пушкиной, то Пушкина должна принимать участие и в

утверждении эскиза обложки. Будь моя воля, я бы все-таки улучшила бы качество

полиграфии, чтобы не терялась насыщенность цвета.



- Каков он - герой

вашего альбома? Есть ли у вас с ним общие черты?
А: - Герой нашего

альбома - спящий человек, с которым во сне может происходить все, что угодно.

Думаю, в какой-то степени, у всех нас может быть что-то общее с этим

героем.
М: - Вопрос, достойный художественных советов на фирме «Мелодия» или

в Московской филармонии 70-80-х годов. Гэрой альбома - фантазер, страдающий от

сознания того, что в этой жизни от него, практически, ничего не зависит. Иногда,

в реале, ему кажется, что он спит - так все нелепо, так все дурно. Вам знакомо

состояние челове¬ка, который просит его ущипнуть, чтобы убедиться, что он не

спит? Герой альбома находится именно в таком положении. Объединяет меня с ним

уверенность (вслед за братьями Стругацкими), что за людьми в сером всегда

приходят люди в черном, отчаяние от того, что войны на земле никогда не

прекратятся и постоянное ощущение, что не вписываешься в так называемую

«реальность» своей «зазеркальностью».



- Как происходил отбор

музыкантов и певцов для работы над альбомом? Как вам работалось вместе? Не

говорил ли кто-ни¬будь из них, что «подобного» им раньше никогда не приходилось

делать?
А: - Маргарита предложила двух певиц - это Ольга Дзусова и

Ок¬сана Кочубей. С Ольгой Дзусовой у нас уже была совместная работа над моим

сольным альбомом. Оксана работает в альтернативной группе LOVE JOY. Алексей

Страйк предложил молодую певицу Алену Ярушину - дочь легендарного руководителя

группы АРИЭЛЬ Валерия Ярушина. Также принимал участие Михаил Серышев, с которым

мы по сей день остаёмся друзьями, и Максим Самосват. В напи-сании музыки

принимали участие Гзннадий Матвеев, с которым мы сотрудничаем еще со времен

альбома «Лабиринт». Он, кстати, сочинил заглавную песню «По ту сторону сна».

Маргарита также предложила своего давнего друга Сергея Скрипникова, который

написал песню «Мраморный Ангел». Остальные участники, естественно, музыканты

нашей группы.
М: - Отбор певцов и певиц происходил по согласованию. Я

предложила девушек. С Дзусовой мы знакомы давно, она пела и на MARGENTA ПО ТУ

СТОРОНУ СНА



- Алик, что подвигло группу МАСТЕР заняться таким

экспериментаторством? Однообразие надоело?
Алик: - Хочу сразу же сказать,

что вся идея исходила от Маргариты Пушкиной. Мы с самого начала решили, что

альбом должен быть необычным и разностилевым. По поводу однообразия хочу

сказать, что все альбомы МАСТЕРА отличаются друг от друга. Я считаю, что слово

«однообразие» к нам не подходит.



Хотелось бы узнать у Вас, Маргарита,

как родились стихи, послужившие основой для альбома «По ту сторону

сна».
Маргарита: - Стихи рождались в разное время... Что-то додумывалось

и дописывалось уже после того, как были «прочерчены» ос¬новные линии. Последним

стало стихотворение «По ту сторону сна - 2», в котором я постаралась свести

воедино все настроения альбома. Лично для меня это наиболее значимое

произведение альбома.



Расскажите, пожалуйста, о концепции вашего

альбома.
А: - Альбом состоит из двух частей: реальность и «по ту сторону

сна». Но на этот вопрос пусть лучше ответит сама Маргарита...
М: - Не люблю я

слово «концепция». Название с одобрения звёзд я позаимствовала у писателя

Говарда Филипса Лавкрафта. Психи¬атр, герой его рассказа, изобретает прибор,

который он называет космическое «радио». При помощи этого прибора он «считывает»

видения пациента Джо Слейтера, настраиваясь на предполагаемую волну умственной

энергии больного. Я подумала, что, надевая наушники, меломан подключается к

нашей энергии, и наши видения должны кружиться у него в мозгу. Т е. слушатель

как бы считывает наши фантазии. Или не считывает, как повезет... Никто толком не

знает, что такое реальность, что такое сон... Условно я разделила альбом на две

части: side 1 - Реальность или сон, который мы считаем реальностью, и side 2 -

Сон или реальность, которую мы считаем сном. Своеобразной границей между

реальностью и сном служит инструментальная композиция «Лес Брокилон». Это лес из

произведения Анджея Сапковского, любимого моего польского автора, с творчеством

которого я познакомилась благодаря ребятам с моего сайта. Обычно фэнтези я не

читаю, но каждую книгу Сапковского жду с ог¬ромным нетерпением... Так вот, за

лесом начинается фантазия сно¬видений, которая заканчивается печальной

песней-итогом. Реальность повторяет часто то, что мы видим в своих снах, а сны -

повторяют реальность. Те же войны, та же любовь, те же размышления о жизни и

смерти, та же магия... Это повторение, невозможность одно отделить от другого,

наверное, и есть основная идея альбома.



Кто автор обложки альбома и

что на ней такое странное изображено?
А: - Автор обложки Дмитрий

Култыгин. На обложке изображена «ловушка для снов».



А Вы, Маргарита,

в обсуждении обложки участвовали?
М; - Обычно все мое участие в работе

над альбомами ограничи¬вается написанием текстов - к остальным моментам, включая

оформление, меня не подпускают (смеется). В случае с «По ту сторону сна»

Грановский рассудил вполне адекватно - раз идея Пушкиной, то Пушкина должна

принимать участие и в утверждении эскиза обложки. Будь моя воля, я бы все-таки

улучшила бы качество полиграфии, чтобы не терялась насыщенность

цвета.



Каков он - герой вашего альбома? Есть ли у вас с ним общие

черты?
А: - Герой нашего альбома - спящий человек, с которым во сне может

происходить все, что угодно. Думаю, в какой-то степени, у всех нас может быть

что-то общее с этим героем.
М: - Вопрос, достойный художественных советов на

фирме «Мелодия» или в Московской филармонии 70-80-х годов. Герой альбома -

фантазёр, страдающий от сознания того, что в этой жизни от него, практически,

ничего не зависит. Иногда, в реале, ему кажется, что он спит - так все нелепо,

так все дурно. Вам знакомо состояние челове¬ка, который просит его ущипнуть,

чтобы убедиться, что он не спит? Герой альбома находится именно в таком

положении. Объединяет меня с ним уверенность (вслед за братьями Стругацкими),

что за людьми в сером всегда приходят люди в черном, отчаяние от того, что войны

на земле никогда не прекратятся и постоянное ощущение, что не вписываешься в так

называемую «реальность» своей «зазеркальностью».



Как происходил отбор

музыкантов и певцов для работы над альбомом? Как вам работалось вместе? Не

говорил ли кто-ни¬будь из них, что «подобного» им раньше никогда не приходилось

делать?
А: - Маргарита предложила двух певиц - это Ольга Дзусова и Оксана

Кочубей. С Ольгой Дзусовой у нас уже была совместная работа над моим сольным

альбомом. Оксана работает в альтернативной группе LOVE JOY. Алексей Страйк

предложил молодую певицу Алену Ярушину - дочь легендарного руководителя группы

АРИЭЛЬ Валерия Ярушина. Также принимал участие Михаил Серышев, с кото¬рым мы по

сей день остаёмся друзьями, и Максим Самосват. В напи-сании музыки принимали

участие Геннадий Матвеев, с которым мы сотрудничаем еще со времён альбома

«Лабиринт». Он, кстати, сочи¬нил заглавную песню «По ту сторону сна». Маргарита

также предложила своего давнего друга Сергея Скрипникова, который написал песню

«Мраморный Ангел». Остальные участники, естественно, му¬зыканты нашей

группы.
М: - Отбор певцов и певиц происходил по согласованию. Я пред¬ложила

девушек. С Дзусовой мы знакомы давно, она пела и на сольном альбоме Алика. И

вообще Ольга всегда легко идет на кон¬такт. Я не мыслила альбом без ее участия,

фолковую и оперную вставки придумала специально для нее, как, впрочем, и

последний текст. Страйк предложил пригласить Алену Ярушину. Я поехала на студию,

чтобы убедиться в правильности выбора и была поражена способностью Алены

схватывать пожелания Страйка буквально на лету, силой ее голоса. Геннадий

Матвеев - тоже постоянный участник мероприятий МАСТЕРА, как и Михаил Серышев. А

вот Сергей Скрипников - новичок в нашем бродячем цирке (смеется). В свое время

он работал во многих коллективах, включая симфонический оркестр и группу НОВЫЙ

ЗАВЕТ, мы с ним дружим очень давно. Это талантливый, очень самобытный

композитор, которому до сих не уда¬валось проявить себя в полной мере... Еще

один гость из-за Зазер¬калья. Практически все говорили, что раньше им ничего

подобного делать не приходилось... Но когда-нибудь такое должно было случить¬ся!

Работалось очень легко, радовало доверие, с которым ко мне от-носились

музыканты... Они даже прислушивались к моим советам!



Алик, как Вы

думаете, почему Маргарита Пушкина предложила свои концептуальные тексты именно

вам, а не какой-то другой группе?
А: - Мы с Ритой давно дружим, но,

вообще-то, это вопрос к ней. Правда, могу добавить, что группа МАСТЕР легка на

подъем и готова к разным экспериментам.



Хорошо, тогда спросим об этом

Риту...
М: - Действительно, почему? Больше из моих коллег предложить было

некому - Виталий Дубинин признался, что на готовые тексты ему слишком сложно

писать музыку. Нужен был человек, склонный к эксперименту, если хотите - к

авантюре. Мне показалось, что можно пригласить Алика Грановского поработать по

моей схеме. Если бы он отказался, то весь сценарий был бы положен в стол. «А

что, Алик, - сказала я Грановскому, - не написать ли вам альбом на готовые

сти¬хи? У меня уже все выстроено и продумано... Может, озвучишь?» «Мо-жет, и

озвучу, - отвечал не совсем уверенно Грановский, - интерес¬но, конечно... Давай,

попробуем». По-моему, первой он сочинил пес¬ню «Крысы»... Или «Танец», точно не

помню. Потом подключились к работе Страйк, Лекс. Со стороны моей компании под

названием MARGENTA участвовали Сергей Скрипников, Геннадий Матвеев, Ольга

Дзусова, Оксана Кочубей.



Как понравилось Вам то, что получилось у

группы МАСТЕР?
М: - В принципе результатом я довольна. Хотя, может быть,

пора¬ботать бы ещё над звуком... Но время поджимало, Алик даже мысли не

допускал, что все можно отложить до осени.



Не слишком ли замороченным

получился альбом для фанатов, привыкших к достаточно понятным текстам и

прямоли¬нейной тяжелой музыке?
А: - На мой взгляд, альбом вовсе не

замороченный. Я не считаю фанатов тяжелого рока ограниченными людьми, не

способными по¬нять более сложные тексты.
М: - Зачем же так обижать огромную

армию фанатов тяжелого рока? В ней есть совершенно разные полки и дивизии.

Кто-то дей¬ствительно привык к прямолинейности и в текстах, и в музыке. Кому- то

нравится более сложный материал, кто-то любит философствовать, кому-то претит

музыкальная и текстовая лобовая атака. Альбом совершенно не заморочен.

Музыкально он вполне современен, полистиличен... Тексты тоже разные по нагрузке,

Я всегда придержи¬валась мнения, что нарочитое упрощение не идет на пользу ни

слу¬шателям, ни авторам. В роке, в том числе и тяжелом, полно примеров

сложнейших словесных игр. Возьмите, к примеру последний аль - бом (и не только

последний) CRADLE OF FILTH или альбомы DREAM THEATER, или тексты Брюса

Диккинсона с его сольников... Зачем же принижать способности людей мыслить и

домысливать? У IRON MAIDEN была песня по рассказу Эдгара По «Убийство на улице

Морг». Думаете, музыкантов очень волновало, все ли знают этого автора и этот

рассказ? Нет, уверяю вас. Они сочиняли так, как считали нуж¬ным, сообразно

уровню умственного развития зрелых людей, изви¬ните за резкость. И я благодарна

тем, кто поддержал наш альбом, проникся музыкой и его лирикой.



Какую

основную идею несет ваш альбом? Является ли он жизнеутверждающим, оптимистичным?

Или уводит слушателя от реальности, в которой «соком белладонны скована

печаль»?
А: - Я думаю, что восприятие его очень индивидуально.
М: - От

реальности альбом никуда никого не уводит. Наоборот, он заостряет многие ее

моменты, достаточно послушать песни «За гранью», «Гений рока». «Война». Альбом -

нервный, неспокойный, как и то время, в которое мы живем. Многие из рок-героев

прошлых лет сложили руки на животах и почивают на лаврах, получив

неограни¬ченный доступ в радио- и телеэфир, прекрасно обустроив свой быт. На

этом свою миссию они сочли выполненной, их больше не интере¬сует людская боль,

человеческие переживания, несправедливость, командующая людьми сплошь и рядом...

Это закономерный общий процесс обмещанивания, психологию «мастеров культуры» не

пере¬делать. Многие совершенно серьезно утверждают, что сегодня со¬циальные

мотивы року не нужны. Позволю с таким мнением не со¬гласиться. И это несогласие

отражено на альбоме «По ту сторону сна». По поводу «белладонны и печали»...

Песня «Сын камня», между про¬чим, пересказывает одну из версий легенд о великом

чародее Мерлине, который обучался премудростям тайных наук у друидов... Так что

этой песней можно подвести слушателя к прочтению великого множества книг о таком

замечательном персонаже, без активного участия которого не появил¬ся бы на свет

столь почитаемый мно¬гими король Артур.



В вашем альбоме присутству¬ет

мистика. А с вами в жизни не слу¬чалось что-то необычное, чего бы вы не могли

объяснить?
А:-Я бы не сказал, что в нашем аль¬боме много мистики. Просто

во сне с нами случаются разные удивительные и порой необъяснимые вещи.
М: -

Куда же тяжелая музыка без мистики или хотя бы без намеков на нее? У нас с вами

места не хватит для рассказов о тех необычных вещах, ко¬торые со мной случались.

Многое я за-писываю в свой дневник в виде стихот¬ворений или коротких историй.

Если что-то я не могу объяснить сама, то об¬ращаюсь за помощью к проверенным

толкователям-специалистам, имею¬щим свободный доступ к астралу.



Ваша

работа порой напомина¬ет рок-оперу. Какие из них вам боль¬ше всего нравятся и

почему?
А: - Не могу здесь с вами согласить¬ся. Наш материал, по-моему,

никак не перекликается с рок-операми. Что касается любимых рок-опер - прежде

всего это «Томми» с участием группы “The Who”.
М: - Какие рок-оперы мне

нравятся? Естественно, «Jesus Christ Superstar», «Evita», из последних -

«Nostradamus» Николы Коцева с участием Йорна Ланде. Где-то я слышала, что JUDAS

PRIEST собира¬ются заняться воплощением истории Нострадамуса. Получается, что

они опоздали! Даже у Валерия Кипелова уже есть «Пророк»...



«Три вещи

будут трижды святы: свет, человеки вольный дух», - поется в одной из песен

альбома. А что особенно свято для вас?
А: - Не хочется быть высокопарным,

но то, что свято для любого порядочного человека.
М: - Вы привели строчки из

того же «Сына камня». Таким святым вещам учили Мерлина друиды... Для меня,

помимо этих трёх момен¬тов, святы совесть, память,

сострадание...



Какие треки альбома записывали
сь вживую, и почему -

именно они? Где происходила эта запись? А: - Запись всего альбома

происходила на нашей студии. Вжи¬вую были записаны «По ту сторону сна» в конце

альбома в исполне¬нии Ольги Дзусовой, композиция «Война», и несколько

инструмен¬тальных фрагментов. По нашему замыслу именно эти треки должны были

быть сыграны вживую, без наложения.



Во время записи подобных альбомов

зачастую происходят странные вещи: то записи бесследно исчезают, то

исполните¬ли... А у вас что-нибудь подобное было?
А: - Представьте себе,

ничего подобного не происходило. Наобо¬рот, работа проходила на большом

эмоциональном подъёме.
М: - Да со мной постоянно что-то происходит странное!

Вся моя жизнь - это странность, данная мне в ощущении. Во время работы над

альбомом снились интересные сны, расшифровать которые не смогла даже моя

знакомая шаманка, по-интересному вели себя све-чи, которые я люблю зажигать по

ночам, - таких лучей света я не ви¬дела никогда в жизни! Но не ощущалось ничего

негативного, я полу¬чала только позитивные вибрации. И наверное, поэтому была

увере¬на, что все получится.



Алик, а не боитесь ли Вы, что после

такого альбома МАСТЕРУ будет уже сложно вернуться к тому, что вы делали раньше и

придется двигаться вперед?
А: - Не боимся. Мы всегда так и поступали. С

каждым альбомом мы старались не повторять сами себя.



Алик, Вы -

единственный «ветеран», оставшийся от перво¬начального состава МАСТЕРА. Что, по

вашему мнению, отлича¬ет МАСТЕР начала карьеры от МАСТЕРА

современного?
А: - Я не совсем единственный. Со мной все эти годы был

рядом звукорежиссер и мой друг Андрей Лебедев (Крустер). Ну, конечно же,

современный МАСТЕР от того отличается. Во-первых, это дру¬гие люди. Последний

состав уже работает почти 7 лет. Несмотря на все изменения, МАСТЕР верен себе. А

главное для нас всегда было и есть - это поддерживать высокий профессиональный

уровень и честно делать свое дело.



Каков он - истинный фанат МАСТЕРА?

А что вы в фанатах не приемлете?
А: - Скорее, это вопрос к самим фанатам.

Они все разные. Глав¬ное, они разбираются в том, что мы делаем и искренни. Не

приемлю я агрессию и тупость. Но в наших фанатах, к счастью, этого

нет.




Rockcor, №1(64) 2007