А, привет, заходи! А мы вот здесь совсем записались!", - с порога ввел меня в курс дела главный “мастер" страны Алик Грановский, провожая в одну из комнат, наполовину заставленную домашней студией.
Было 19 декабря, во всю шли выборы, а здесь, в святая всех святых, два зубра отечественного рок-металла, Грановский и его боевой коллега звукорежиссёр Андрей Крустер, колдовали над новым альбомом Мастера. Дождавшись, пока гостеприимный хозяин принесёт пиво и чипсы (“Это, чтобы болтать было веселее!" - заговорщицки подмигнул Алик перед походом в близлежащий ларек), мы начали разговор, постоянно прерываемый шипением, громом, треском и прочими странными звуками, доносившимися из угла “студии", и звоном пивных кружек.
Алик Грановский: "Ну, за что пьём? А, праздник ведь сегодня, выборы все-таки. Ну, поехали!" (Чок-чок-чок!)
- Кстати, по поводу выборов. Мастер выступали в поддержку какого-нибудь политика?
А.Г.: "На прошлых выборах мы дали три концерта в поддержку Лебедя. Явлинского и Руцкого. А в этот раз нас никуда не приглашали. Но я думаю, если бы мы отыграли концерт в поддержку какого-то политика, то число его потенциальных избирателей заметно увеличилось."
- Ты считаешь, что можно смешивать такие понятия как политика и музыка?
АГ: "А почему бы и нет? Музыканты - это политические проститутки. Ха-ха,
шутка! Единственное, с кем бы мы не стали связываться, так это с коммунистами.
Мы в своё время очень сильно пострадали от них. Какие усилия раньше требовались, чтобы отыграть хоть один сейшн! И если тебя ловили на нем, то было только два выхода: либо крейза ("психушка"), либо тюрьма. Хотя, конечно, в те времена были и свои "плюсы". Например, "Москонцерт". С одной стороны, эта была музыкальная организация коммунистической партии, но, с другой стороны, на большую сцену тогда выпускались только профпригодные люди. Музыка того времени могла нравиться или не нравиться, но она была качественной. А сейчас на сцену лезут все кому не лень. Конечно, это хорошо, что теперь каждый имеет возможность играть и выступать. Но я считаю, что все-таки должен существовать какой-то ценз.
Я вчера смотрел одну акцию в поддержку демократов. Выступали "Машина Времени", "Чиж и Компания". Ну ладно, "Машина Времени". Но Чиж - это просто ужас какой-то! Ну, не знаю, если демократы выбирают такую музыку... С этим необходимо как-то бороться."
- Ну, а какие группы, по твоему мнению, имеют право на существование у нас в стране?
АГ: "Мастер, Ария и Нюанс. Про другие группы либо ничего не знаю, либо не хочу обижать."
- Но почему же тогда все радиостанции целыми днями крутят не вас, а разные "зеленые" рок-поповые проектики? Не обидно ли вам за это?
АГ: "Обидно, конечно. Нас называют этим ужасным словом "неформат". "Формат", "неформат" - кто это вообще придумал? Раньше было только одно требование к музыке: она должна быть профессиональной и качественной. А то, что сейчас люди слушают по радио - это сплошной мусор. Правда, у меня недавно появилась надежда, что все возвращается на круги своя. Люди вновь стремятся слушать хорошую музыку."
- Но, может быть, стоит пересмотреть свой взгляд на музыку, сделать ее более современной? Ведь те же самые "старички" Rolling Stones и Дэвид Боуи сильно отличаются от того, что они делали лет двадцать назад. И благодаря различным, в том числе и техническим новшествам они до сих пор пользуются огромным успехом, и при этом никто не кричит, что они опопсели.
АГ: "А ты считаешь, что мы не современная группа? Да мы самая современная команда у нас в стране! А по поводу все этих технических штучек и компьютеров я тебе скажу следующее. Эти люди играть не умеют, вот и пользуются сэмплами вместо живых инструментов."
Крустер: "Они считают: 'Зачем мучиться, когда все это можно по-быстрому сделать на компьютере?' Но как эти люди собираются играть на концерте? Они не смогут этого сделать. Поэтому им приходиться ставить "фанеру",открывать под нее рот и дрыгаться. Самая настоящая профнепригодность!"
АГ: "Видел я эти модные альтернативные группы, которые на своих концертах используют сэмплы. Вообще играть не умеют. Понимаешь. ВООБЩЕ!"
Крустер: "А если отключат электричество? Что они со всем этим барахлом делать будут? А мы вот выйдем с акустическими гитарами и проведём концерт. То, что сейчас считается модным, вообще слушать нельзя. А лучших групп и музыкантов как раз не видно. Вот, к примеру, коллектив Инны Желанной. Высший пилотаж! Но где они? Их никуда не пускают."
АГ: "Да ни одна нынешняя рок-группа не может сравниться с Мастером,
особенно в его золотые времена. Тогда мы давали по 60 концертов в месяц! Скажи,
хоть одна из современных команд столько концертов даёт? Нет!"
-
Кстати, о концертах. Побывав за последнее время на нескольких ваших акциях, я
заметила, что среди публики очень мало молодёжи...
АГ: "Я с этим
полностью несогласен. Мы недавно ездили в Питер. Там был полный аншлаг и много
молодёжи. И если ты считаешь, что интерес к нам со стороны молодого поколения
немного спал, то это произошло из-за того, что Мастер уже долго ничего нового не
выпускали. Почти три года."
- А с чем это было связано?
АГ:
"Мы много выступали за границей."
- Ну и как там сейчас принимают
русские группы?
АГ: "Как принимают русские группы, не знаю, а вот Мастер
- очень и очень хорошо. Вообще, хочу тебе сказать, что наши группы на Западе в
большинстве своём очень позорятся. Ведь многие из них могут восприниматься
только нашей публикой, потому что мы разговариваем с ними на одном языке. А что
получается, когда они попадают с этим языком в Европу? Сразу выясняется, что
петь они не умеют, играют вкривь и вкось, и вообще не соображают, что делают. И
вот такие, с позволения сказать, коллективы приезжают за бугор, корчат из себя
рок-звёзд и позорят нашу страну. Стыдобища! За державу обидно!"
-
O.K.! Давай все-таки вернёмся к Мастеру. Я слышала, что у вас в составе
произошли изменения?
АГ: "Да, нам пришлось расстаться с Мишей Серышевым.
Ты, наверное, знаешь, что помимо Мастера он пел ещё в церковном хоре и театре
‘Геликон'. Такая занятость очень сильно отражалась на нашем концертном графике,
и ставило под срыв очень многие наши выступления и запись нового альбома. Так, в
1997 году мы должны были поехать во Францию. Нужно было оформить визы, я
позвонил Мише и попросил его паспорт. В ответ я услышал, что он никуда не
поедет. Все были в шоке! Мы подводили многих людей и больше всего нашего
французского продюсера Жана-Мари Дебьена. Нужно было срочно как-то исправлять
создавшееся положение. Тогда я позвонил Артуру Беркуту и предложил ему выступить
в качестве сессионного вокалиста. Он согласился. Вот в такие ситуации мы
попадали. В конце концов, Серышев сам устал разрываться между всем этим и решил
уйти из коллектива. Что ж, это его выбор."
- Ну, поведай о новом
вокалисте. Как его зовут, откуда он?
АГ: "Его зовут Лекс. Раньше он пел в
группе Life. Его порекомендовал нам Сергей Терентьев из Арии, за что ему
большое спасибо. Лекс очень хорошо вписался в наш коллектив, и мы считаем его
одним из самых лучших вокалистов нашей страны."
К: "И самое главное - его
ничему не пришлось учить. Он наш ровесник, и много чего уже перевидал на своём
веку."
- Чем Лекс отличается от Серышева?
АГ: "Абсолютно всем.
Понимаешь, какая ситуация. Когда мы искали вокалиста, то приходили ребята даже
внешне похожие на Мишу. Мало того, один из них также пел в церковном хоре. Но
нам как раз не хотелось брать похожего человека. Он должен был в корне
отличаться от Серышева. И вот такого человека мы нашли."
- Что-то
изменилось в вашей музыке с приходом нового вокалиста?
АГ: "Да, и на
новом альбоме будут видны эти различия. Мастер стал звучать по-другому. А
вообще-то все наши пластинки стилистически очень разные."
- Я
слышала, что ты записал свою сольную пластинку. Чем она отличается от того, что
ты делаешь в Мастере?
АГ: "Если в Мастере прослеживается какая-то единая
концепция, то мой сольный альбом вообще ни на что не похож. Здесь у меня можно
услышать и джаз, и хард-рок, и альтернативу. Музыкальный материал для альбома я
уже записал, но ещё не решён вопрос с текстом. На роль вокалистов я планирую
привлечь Валеру Кипелова, Мишу Серышева. Арктура Беркута и Лекса."
-
Вернёмся к новому альбому. Как он будет называться?
АГ: "Лабиринт".
Хотя, я немного боюсь этого названия."
- Неизвестно куда заведёт и
куда выведет?
АГ: "Вот именно! Предыдущая пластинка называлась "Песни
Мёртвых" - так оно и получилось."
- Насколько я знаю, тексты
принадлежат перу Риты Пушкиной?
АГ: "Да, в основном это её тексты. Всего
на альбоме 7 песен плюс один бонус-трэк. Это песня группы Смещение, в которой мы
вместе с Крустером играли еще задолго до Мастера. Она называется "Таран" и
рассказывает про лётчиков, которые ведут воздушный бой. У них заканчиваются
патроны, горючее и им ничего не остаётся делать, как идти на таран. Остальные
песни на альбоме тоже очень интересные. Из них я бы особенно выделил заглавную
"Лабиринт", "Охотники за счастьем" (это про тех, кто хотел завладеть сокровищами
египетских гробниц), "Места хватит всем", в которой рассказывается о том, как в
средние века правительство одной страны издало указ собрать всех сумасшедших на
баржу и утопить. Также вместе с Ритой я написал балладу, которую хочу назвать
"Кресты", а Рита настаивает на названии ‘В небе вороны, в небе голуби". Будем
думать. А так альбом у нас получился довольно-таки концептуальный и
философский."
- Когда можно ждать выхода альбома?
АГ: "А вот
как сведём, так и выпустим. Главное, что мы наконец-то вышли на финишную прямую.
Думаю, что он появится в первой половине года. Так что ждите!"
Настя Бахметьева
Rock City, 1999