Алик Грановский: "Большая Прогулка"


В начале лета, следуя пожеланию сайта BassBoomBang, я обратился к

бас-гитаристу Алику Грановскому с просьбой об очередном интервью. Учитывая, что

недавно у этого музыканта вышел сольный альбом, было о чем побеседовать. Уверен,

многим из вас будет интересно узнать, почему диск "Большая Прогулка" получился

именно таким, - какие факторы влияли на его создание и выпуск. А также о том,

как в настоящий момент обстоят дела в "Мастере", что собой будет представлять

очередной альбом группы и когда он выйдет, каковы дальнейшие творческие планы

Алика, и о многом другом.



- Алик, привет! С момента нашего предыдущего интервью прошло более полутора лет. Расскажи, что нового произошло за это время в твоей и "Мастера" жизни?

- Совсем недавно, в апреле 2004 года, вышел мой сольный альбом "Большая Прогулка", состоящий из десяти композиций. Материал для этого альбома был записан уже очень давно, но в силу ряда причин вышел только сейчас. Что касается "Мастера", то мы продолжаем работу над новым альбомом, перешли к его сведению, ездим на гастроли. В общем, все как обычно, жизнь продолжается!

- Насколько я знаю, некоторое время назад "Мастер" заключил эндорсмент с "ESP"…

- Да. В прошлом году отечественная компания "Авалон" сотрудничающая с "ESP" предоставила нам эндорсмент. Официально об этом было объявлено на ежегодной музыкальной выставке "Музыка-Москва-2003". Насколько я знаю, это первый опыт подобного сотрудничества "ESP" в России. Нашему гитаристу Алексею Страйку презентовали гитару "ESP LTD M-1000 Deluxe", а мне - бас-гитару "ESP LTD J-1004 Deluxe". За что, разумеется, от нас компании "ESP" отдельное спасибо!

- Давай поговорим о твоем сольном альбоме "Большая Прогулка". Ты работал над диском очень долго. - С чем это связано?

- Первоначально материал для моего сольного альбома готовился параллельно с альбомом "Мастера" "Лабиринт", - они должны были выйти одновременно. В промежуток с 1998 по 1999 год мы тем составом "Мастера" (гитарист Леонид Фомин, барабанщик Олег Милованов и клавишник Геннадий Матвеев) записали весь инструментал для первого блока моего сольного альбома, - шесть композиций: "Поколение YZ", "Джими", "Духи", "Элегия", "Большая Прогулка" и кавер-версию "YYZ", - инструментал группы "Rush". Однако в связи с отсутствием текстов не был записан вокал. И поскольку в дальнейшем в жизни "Мастера" происходили серьезные изменения, выпуск моего сольного альбома пришлось задержать. - Так получилось, что я занимался, в первую очередь, делами группы, а не своим сольным проектом.

- Почему кавер-версия "YYZ" не вошла в альбом? - Ведь в интервью ты проанонсировал ее выход, а в интернете даже можно было скачать полную ознакомительную МР-3 версию.

- Причина проста. - Из-за авторских прав. Альбом издан официально, и я хотел сделать все "правильно", - заплатить за издание кавер-версии "YYZ", но… было бы кому. Московские компании правами "Rush" занимаются, начиная с альбомов 1989 года, а на их старые пластинки права вообще никому не принадлежат. Мы пробовали связаться с представителями "Rush" для получения прав на публикацию "YYZ" через их личный сайт и через другие источники. Но все бесполезно, - нам даже ничего не ответили на этот счет. В итоге люди из выпускающей компании побоялись включать эту композицию в альбом. - Дело в том, сейчас по Москве рыщут целые тучи "голодных" юристов, которые легко могут "вписаться" в это дело, и выпускающая компания в результате на нем больше потеряет, чем приобретет. - Потому что любой, кто захочет, сможет выиграть судебное разбирательство совершенно легко, без проблем.

- Но ведь можно было включить "YYZ" последним необозначенным "скрытым трэком", - это придало бы даже особую "фишку" альбому…

- Конечно, можно было, но я, к сожалению, не знаю юридических обоснований на этот счет.

- Ты также включил в альбом и оригинальную версию своего бас-гитарного соло "Никто Не Забыт, Ничто Не Забыто" с альбома "Лабиринт", в первую часть которого только добавил "чудных" клавишных звуков. Почему ты решил включить это уже опубликованное соло в "Большую Прогулку"?

- На самом деле это соло и должно было войти в мой сольный альбом. Как я уже говорил, альбом "Мастера" "Лабиринт" и мой сольный диск должны были выйти одновременно. И изначально я планировал включить соло "Никто Не Забыт, Ничто Не Забыто" в обе эти работы. Но в связи с тем, что выпуск сольного альбома был отложен на неопределенный срок, соло вышло только на "Лабиринте". Однако идея того, чтобы оно обязательно вышло и на "Большой Прогулке" осталась. В результате мы просто добавили в него немного "булькающих" клавишных, - сделали небольшое изменение, - и все.
Есть и еще одна причина, по которой я включил это соло в "Большую Прогулку". Дело в том, что я сделал сольник не только для фанатов "Мастера", но и для других людей. Многие отечественные слушатели "Мастера" никогда не слышали по той причине, что они просто-напросто не воспринимают подобную музыку, - для них это слишком "тяжело". В тоже время что-то другое, более доступное для их восприятия, они могут послушать, - в том числе мой сольный альбом. И, кстати, некоторые люди после прослушивания "Большой Прогулки" были весьма удивлены, звонили и спрашивали меня о том, как и что я на этом альбоме играю.

- Раз уж получилась такая эклектичная работа, и у тебя были такие цели, может быть, стоило включить в альбом и все остальные бас-гитарные пьесы, записанные тобой с 1986 года?

- Конечно, можно было так сделать. И даже мысли на этот счет были. Но я решил не "раздувать" альбом до такой степени. Может быть, позже эти сольные пьесы можно издать отдельным синглом, - сделать новый мастеринг, что-то добавить. В случае же с "Никто Не Забыт, Ничто Не Забыто" - это соло было запланировано в мой сольный альбом, поэтому, оно в него и вошло.

- Когда были записаны остальные композиции для сольного диска?

- В 2002 году мы записывали небольшие, по две-три минуты, инструментальные трэки песен "Мастера"; для компьютерной игры "Недетские Гонки", выпущенной фирмой "1С". Позже появилась идея сделать и выпустить отдельный альбом, состоящий из инструментальных версий песен "Мастера". Мы доработали трэки с "Недетских Гонок", что-то подкорректировали, изменили, что-то переписали заново. Плюс, записали в инструментальном виде все наши медленные композиции, чтобы "разбавить" ими быстрые композиции с компьютерного саундтрэка. И три композиции с этого, еще не вышедшего инструментального альбома "Мастера", я тоже вставил в "Большую Прогулку". - Инструментальные версии песен "Таран" и "Сон" изначально присутствовали на саундтрэке "Недетских Гонок", а обработка песни "Пепел На Ветру" была записана позже. В этих вещах играют уже люди из нынешнего состава "Мастера".

- На мой взгляд, эти обработки больше подошли бы для сольного альбома гитариста, нежели басиста…

- Я считаю, это не совсем правильное суждение, - если выходит сольный альбом бас-гитариста, то на нем все время должен лидировать басист. В этом смысле "Большая Прогулка" - не сольный альбом человека, который играет на бас-гитаре, - хотя не без этого, - а в первую очередь - сольный альбом, содержащий сочиненную им музыку. На "Большой Прогулке" все композиции мои, кроме разве что "Тарана", который мы сочинили вместе с Андреем "Крустером" Лебедевым давным-давно, еще во времена группы "Смещение". И поскольку это моя музыка, то я поместил эти вещи в свой сольный альбом.

- Кстати, про "Таран". - Почему ты решил "поднять" и "вернуть к жизни" эту песню?

- Да потому что она, во-первых, интересная, а во-вторых, юморная. Ну и немного ностальгии в этом присутствовало, конечно же. Вообще, мой сольный альбом потому и называется "Большая Прогулка", что он в какой то мере содержит ретроспективу моих жизненных событий, ощущений и воспоминаний. Это не просто какое-то словосочетание, - это название объединяет все.

- Насколько я знаю, инструментальная версия песни "Сон" с альбома "Лабиринт" изначально не была заявлена в альбом…

- Правильно. Я не собирался ее включать. Первоначально в альбом планировалась "YYZ", за которую я "боролся" буквально до последнего. Но, к сожалению, как я уже говорил, "протащить" ее так и не удалось. В результате я взял обработку песни "Сон", сделанную для альбома инструментальных версий песен "Мастера".

- На издании альбома "Лабиринт" 2002 года есть бонус-трэк - инструментальная версия песни "Руки Прочь". Она тоже взята с этого альбома?

- Да. Она тоже оттуда.

- В результате, в какой промежуток времени была сделана запись всех композиций альбома?

- Работа над альбомом в итоге длилась с начала 1998 по, фактически, 2004-й год. Около семи лет. - Достаточно серьезный промежуток, надо сказать.

- Помимо всего прочего, в альбом вошло и твое концертное соло 2002 года, взятое с юбилейного видео "Мастер-15 лет". Если честно, у меня сложилось впечатление, что это соло ты вышел играть "в открытую", - не представляя, что именно будешь играть. Это так?

- Совершенно верно. Это была импровизация. Я, конечно, планировал играть соло на этом концерте, но специально ничего не продумывал. У меня было определенное начало квадрата, - слэповое вступление из концертного соло 1997 года, но что и как дальше пойдет, - этого я не представлял. Барабанщик даже в одном месте не знал, что играть, и я ему знаками показывал, какой нужен рисунок (смех).

- Однако твое концертное соло с альбома 1997 года более "адекватное". Там все, в принципе, на своих местах…

- Правильно, потому что там было продуманное соло. А здесь, - на пятнадцатилетии "Мастера", - нет. Как я уже сказал, было только начало, а дальше все пошло по наитию, - что приходило в голову, то и играл. Но я думаю, может быть в этом и есть определенный кайф и интерес для слушателей.

- А не планировал ли ты включить в диск какой-нибудь видео-бонус, - например запись этого соло?

- Если честно, не планировал. Хотя идея хорошая, и если мы будем переиздавать альбом, то вполне возможно я так и сделаю, - помещу в альбом какой-нибудь видео-ролик. На самом деле я многое из того, что мог сделать, на этом альбоме не сделал (смех). Потому что было очень много различных факторов и условий.

- Кстати, насчет видео "Мастер-15 лет". Как бы это правильней сказать… на мой взгляд, качество данного видео не соответствует значимости события…

- Вполне возможно. Я понимаю, что ты имеешь в виду. Но ты пойми, мы же не олигархи, и деньги рекой к нам не текут, поэтому все и выглядит таким, довольно скромным образом. А если бы были другие денежные вложения, был бы и другой результат. Конечно и монтаж видео не совсем качественный, и звук местами отстает - есть такое. Что-то переписано, доделано потом в студии. Но это из-за того, что качественно записать концерт практически не возможно. Все группы его на самом деле потом чистят и правят.

- Заглавная композиция сольного альбома - многочастная инструменталка "Большая Прогулка" - своим звучанием напоминает джаз-роковые пьесы 70-х годов. Ты специально стилизовал ее подобным образом?

- Да. Я нарочно сделал стилизацию, чтобы было похоже на те времена. Более того, открою секрет, - в середину пьесы я вставил цитату из композиции "S.B.B.", - польской джаз-роковой команды. Ноты, конечно, там не совсем те, - я их изменил, - но идея позаимствована именно у "S.B.B.", да и вообще очень на них похоже. В некоторых местах пьеса, на мой взгляд, напоминает также старый "Weather Report" и "Return To Forever" со Стэнли Кларком. Ведь я "снимал" все эти коллективы, и они в свое время сильно на меня повлияли. Да и форма композиции привнесена из "того еще" времени. По большому счету в этой пьесе суммированы многие из моих мыслей и идей, начиная с тех пор, когда я более-менее осознанно стал играть на бас-гитаре и заканчивая сегодняшним днем. Поэтому и инструментал и, как уже понятно, альбом называются "Большая Прогулка".

- Такое впечатление, что в этой композиции ты тоже сыграл не специально продуманное соло, а импровизационное. Или я ошибаюсь?

- Да. Специально я его не продумывал и не готовил. В принципе, это соло, сыгранное "на раз", - импровизация. Но поскольку перед записью мы много репетировали, я уже приблизительно представлял, что именно буду играть.

- Как и в "Мастере", на сольном альбоме ты использовал опущенный на тон строй. - Стандартный строй ты сейчас не используешь вообще?

- Нет, не использую. Весь сольный альбом был записан на четырехструнном басе с опущенным на тон строем. Более того, сейчас я иногда опускаю толстую струну еще на тон ниже. Чем лучше, конечно, стандартный строй, - это тем, что струны не дребезжат по ладам и не дают призвуков. С опущенным строем несколько сложнее, потому что если чуть-чуть передавил правой рукой, - дребезг обеспечен. Но меня это никак не "ломает". Есть правда, некоторые, так скажем, ортодоксальные звукорежиссеры, которые любую подобную погрешность не приемлют. Но поскольку мы сами себя записываем, проблем с этим не возникает. И потом, я еще давным-давно видел интервью с Крисом Сквайром, который говорил, что его совершенно не волнует весь этот треск и дребезг, и я придерживаюсь точно такого же мнения. - Ведь если не хочешь иметь треск, то надо просто не играть на бас-гитаре, а забить все в "машинку", тогда все будет чисто и "гениально". На мой же взгляд, в этом и есть вся прелесть, - когда бас дает немного призвуков. Это привносит особый характер. Например, когда в песне "Поколение YZ" с моего сольного альбома остается один бас, слышно, что он потрескивает.

- Как писались тексты песен для "Большой Прогулки", - их идеи исходили от тебя, или ты целиком и полностью положился на вкус Маргариты Пушкиной?

- Что-то - на вкус Риты, а что-то мы с ней обсуждали. Идея песни "Джими" пришла ей, потому что в инструментальной части, - где гитара играет с вау-вау, - она услышала что-то "старорежимное" в стиле Джими Хендрикса. "Поколение YZ" - тоже ее идея. А идея песни "Духи" исходила от меня. Я рассказал Рите историю, которая произошла с нашим французским менеджером Жан-Мари де Бьеном во время спиритического сеанса. Когда Жан-Мари приезжал в Москву, мы записали его рассказ, - он звучит в середине песни на заднем плане.

- Контролировал и корректировал ли ты как-то процесс создания текстов?

- Да, конечно. Рита в результате даже что-то переписывала, и не раз. Итоговые варианты некоторых текстов значительно отличались от первоначальных. Текст "Элегии", например, переделывался раза три.

- Как ты сам оцениваешь тексты, - насколько они соответствуют твоим замыслам и требованиям?

- Вполне соответствуют. Понимаешь, я Рите доверяю, и считаю, что она все сделала хорошо. С другой стороны, вещь всегда в результате получается немного не такой, какой ты ее видишь изначально. Однако по прошествии некоторого времени, когда все утрясается, ты к ней привыкаешь, и уже думаешь, что по-другому и нельзя было сделать.

- Какими критериями ты руководствовался при выборе вокалистов и распределении между ними песен?

- На самом деле я знаю не так много по-настоящему профессиональных вокалистов в нашей стране. Это и было основным критерием. Первоначально, правда, состав должен был быть несколько другим, - я рассчитывал, что на альбоме споют Лекс, Артур Беркут, Михаил Серышев и Валерий Кипелов. - С Валерой у нас в свое время была предварительная договоренность, и я хотел, что бы он спел "Элегию", но по неизвестным мне причинам Валера в итоге отказался. И мне пришла мысль пригласить Олю Дзусову, которую я считаю хорошей, профессиональной певицей, работающей в разных жанрах.

- Вокальные мелодии песен придумывал ты или вокалисты?

- Я.

- А сам ты не планировал спеть какую-нибудь из песен?

- (Смех). Так я петь толком не умею. Я могу что-то там орать совершенно жутким голосом (смех). Ну, нет у меня голоса, что поделаешь. Да и не развивал я эти способности никогда. Так что, зачем включать в альбом изначально ущербный номер? Я не могу позволить себе такую "роскошь".

- Хард-роковая песня "Поколение YZ", как мне кажется, при несколько другой аранжировке вполне могла бы войти в альбом нового состава "Мастера", однако, ты решил включить ее в сольный диск. Чем это оправдано?

- Ну, во-первых, песня старая, - 1998 года. Во-вторых, поскольку она уже была записана, то на новом альбоме "Мастера", который мы начали писать около года назад, использовать ее не было особого смысла. Ну и, в-третьих, я бы не сказал, что она совсем близка к "Мастеру". Основа там, конечно же, хард-роковая, и Лекс поет, но в целом стилистически песня отличается от того, что сейчас делает "Мастер". И еще, я бы не сказал, что она вся "от и до" выдержана в хард-роковом ключе, - средняя часть, на мой взгляд, ближе к стилистике "Rush", к прогрессивному року.

- В песне "Джими" интересный прифанкованный инструментал, но, на мой взгляд, несколько не сочетающийся с ним вокал…

- Да, я уже слышал подобные отзывы об этой песне. Однако я бы так не сказал. Все на самом деле относительно, - это дело вкуса и личных пристрастий. Хотя сейчас я думаю, что, например, Лекс эту песню спел бы несколько по-другому, и может быть стилистически ближе, - у него низкий мощный голос. С другой стороны, - у меня же не было задачи стилизовать вокал под Джими Хендрикса, и поэтому то, как ее спел Артур, мне тоже нравится. На мой взгляд, песня вполне может существовать и в таком варианте. И отказать Артуру в профессионализме никак нельзя - спел он на самом деле хорошо!

- В песне "Духи" ты играешь слэповые риффы, но в целом композиция выдержана в хард-рок-шаффле. Фанковый бас в этой песне "перекрывается" хард-роковой гитарой, и, как мне кажется, это тоже не совсем стыкуется…

- Опять же, как и в случае с "Джими", все относительно. Что стыкуется или не стыкуется - дело вкуса. Конечно, я понимаю, о чем ты говоришь. Взять, например, "Red Hot Chili Peppers", - песни, в которых Фли играет слэпом. Там нет хард-роковой гитары, - гитарист у них играет совсем по-другому. Но меня звук гитары в "Red Hot Chili Peppers" просто-напросто раздражает. Я понимаю, когда такой же приблизительно звук был у "Grand Funk Railroad", - но там же все круто и все на месте! А в "Red Hot Chili Peppers" я гитару вообще не воспринимаю никак. Что же касается песни "Духи", то я с тобой согласен, - слэповый бас и хард-роковая гитара не очень между собой "дружат". И понятно, что более "чистая" гитара туда "легла" бы лучше, но меня такой звук, как я уже сказал, раздражает. Так что я просто сделал выбор в сторону своих приоритетов. И, на мой взгляд, в этом варианте тоже что-то есть.

- Заключительная песня "Элегия" - пожалуй, самая хитовая с альбома. Но, не слишком ли обреченную композицию ты выбрал для финала?

- Но, откровенно говоря, если бы она была в середине, то после нее ничего бы уже слушать не захотелось (смех). Так что, - почему она последняя? - Да потому что ее никак нельзя ставить в середину или тем более в начало альбома. Это же - сразу убить слушателя (смех)! И текст Риты здесь тоже не совсем веселый, точнее - совсем не веселый. Так что пусть лучше такое настроение будет в конце. Хотя сразу скажу, что это настроение не совсем присуще моему настроению и моей жизни. - Идея текста исходила от Риты, и он - результат нашего с ней творческого сотрудничества.

- В середине "Элегии" ты играешь тэппинговую линию из своего концертного соло 1997 года, обыгрывающую гармонию куплета и припева песни. Что было раньше, - песня или этот тэппинговый кусок?

- Идея песни была раньше, - она появилась давным-давно, еще в 70-х годах, а тэппинговый кусок - это как фрагмент аранжировки. И если честно, их гармония просто совпала. Я подумал, что это весьма кстати, - просто взял тэппинговую часть и вставил в песню. Вот такое удачное совпадение. А вообще, ведь иногда совершенно не знакомые люди, не слышавшие друг друга, пишут одинаковые мелодии и песни.

- На мой взгляд, некоторые клевые бас-гитарные моменты при сведении были "потеряны" в общей массе…

- На альбоме, конечно же, есть места, которые не слышно. Но такое бывает довольно часто. Когда я в свое время пытался что-то "снимать", то были композиции, в которых было сложно понять, что именно человек играет, - как ни прислушивайся. В данном же случае повлиял тот фактор, что инструментальная "схема" достаточно хрупкая: барабаны, бас, гитара и клавишные. И если что-то в записи доминирует, то чего-то не слышно. Для меня, например, очень плохо, когда не слышно басовый барабан ("бочку"), и если я вывожу бас-гитару на передний план, то "бочка" ее уже никак не поддерживает. А для меня это неприемлемо. Ну и еще частоты друг к другу "липнут"… Конечно, если бы я писался где-нибудь на "Vertigo" (смех), то эта частотная задача была бы решена, безусловно, гораздо лучше. А так, разумеется, у нас не хватило каких-то определенных звуковых возможностей, - например, пульта правильного, "настоящего", который стоит огромные деньги, соизмеримые со стоимостью самолета. Но это, как ты понимаешь, проблема объективная.

- Я слышал мнение, что от некоторых композиций твоего сольного альбома отдает настроением ВИА и "той еще" эпохи 80-х годов. Как ты думаешь, почему у людей такое впечатление?

- Ничего удивительного. Ведь я же человек той эпохи (смех). Ну, и еще это, наверное, из-за вокала. Ведь если песню поет, например, Миша Серышев, то он не старается петь ее по каким-то роковым канонам. Он поет ее своим обычным голосом, - классическим тенором. Миша сейчас работает в "Геликон-Опере", исполняет оперные партии. Он отошел от хард-рока, и занимается другим творчеством, - музыкой, но другой. И это чувствуется. Поэтому, соответственно, от "Элегии" такое впечатление. Если бы ее спел кто-то другой, то и песня звучала бы по-другому. Например, почему "Поколение YZ" отдает "классическим" хард-роком? - Да потому что ее поет Лекс. А Лекс - один из лучших хард-роковых вокалистов в нашей стране. Если же взять Артура Беркута, то он, на мой взгляд, не хард-роковый вокалист. И хоть он поет ВСЕ, его стиль больше подходит к арт-року, прогрессивному-року, блюз-року, фанку. И так же Оля Дзусова, - она тоже не совсем хард-роковая вокалистка, хоть и много исполняла хард-рок. Так что вот он, ответ на вопрос - сочетание вокала и инструментала создает это впечатление. Но если взять инструментал всех этих песен, то я бы не сказал что это похоже на ВИА, - я что-то такого ВИА, честно говоря, никогда не слышал (смех). Ну и потом, еще одна причина, наверное, - русский язык. Если бы все это было на английском, то может быть и не было бы такого впечатления. Да и ничего страшного, я могу сказать, в этом нет, - хорошо, что мы на ВИА похожи, - слава богу, не на некоторые нынешние коллективы. Я считаю, что ВИА - это супер-профессионализм по сравнению с тем, что происходит сейчас на нашей сцене. Так что может быть это даже и почетно (смех).

- Какие композиции с альбома ты мог бы сам выделить?

- "Большая Прогулка" и, наверное, "Духи". Хотя, если честно, они все мне нравятся, и выделить что-то одно достаточно сложно. С другой стороны, я уже не думаю об этих песнях, - я давно ими переболел, и к альбому "Большая Прогулка" отношусь сейчас так, как будто это даже и не мое вовсе (смех). Альбом в настоящий момент живет своей жизнью, а я своей, и смотреть на него я могу только уже со стороны. - Сейчас я целиком и полностью в новой программе "Мастера".

- Планируешь ли ты продолжение своей сольной деятельности?

- Да, мысли такие есть. Но когда это будет - точно сказать не могу. Может быть даже на следующем сольном альбоме стиль немного изменится, в более экстремальную сторону. Я не знаю, чего мне захочется. Ведь на сольнике я совершенно свободен, и стилистически ни к чему не привязан, что хочу - то и делаю. На самом деле я мог бы сделать из "Большой Прогулки" двойной альбом, но был ли в этом смысл?

- То есть у тебя остался какой-то leftovers, - не включенный в сольный диск материал?

- Конечно, и немало. Но он весь в сыром, несведенном состоянии.

- Ты сыграл бас в одной из песен ("Цветы в волосах") альбома Маргариты Пушкиной "Отлетались". Что подвигло тебя на участие в этом забавном проекте?

- Все очень просто. Позвонила Рита и попросила меня немного подыграть. Проект "Маргента" они сделали вдвоем, - вместе с Геннадием Матвеевым. Я приехал к Гене домой, где на компьютерной студии записывался этот альбом, взял бас-гитару и сыграл то, что меня попросили. В остальных вещах бас уже был записан, - Гена "забил" его сам, - а в этой песне они с Ритой захотели, что бы играла "живая" бас-гитара. Рита, на самом деле, мне очень много помогала во многих аспектах, так что все было сделано по дружбе, - встретились, выпили бутылку вина и записались. Кстати, Оля Дзусова и Артур Беркут тоже принимали участие в этом проекте, - они пели бэки.

- Я заметил, в последнее время на записях ты стал увлекаться различными "хитрыми" звуками бас-гитары. В то же время на концертах эти обработки ты не используешь. Ты считаешь, в этом нет особой необходимости?

- Могу объяснить это очень легко. - Все приходится брать с собой. Если мы играем концерт в Москве, это еще ничего. Но когда мы выезжаем с гастролями в другой город, то везти с собой целую кучу приборов просто не реально. У меня есть, например, процессор эффектов, но он огромный и тащить его мне чисто по-человечески не хочется. В старые времена, когда группа работала с большим количеством техников, - когда нас поддерживали роуди (грузчики, техники), - на концерт всегда приезжали два трэйлера, - один с аппаратом, другой со светом. И поэтому на сцене была уйма инструментов и приборов. Сейчас же мы не в таком положении, и приходится рассчитывать только на свои силы. На данном этапе с нами работают только три техника в Москве и два на выезде, и они чисто физически не справляются. А сам я тоже не могу тащить с собой все, что хочу. Вот из-за этого на концертах обработки и не используются. Хотя на самом деле звук у меня обработан всегда. В цепочке эффектов у меня есть и компрессор, и драйв, и, хорус. - Правда хорус я использую очень редко, - он, как я считаю, мне вообще не нужен, поскольку "размягчает" звук. Разве что только для игры соло. И то, нужно, чтобы хорус был стереофонический, а не монофонический, - чтобы звукорежиссер принимал сигнал на два канала, разводил по панораме и бас получался очень "широким". Если же хорус моно, то он звук немного "мягчит", а мне не нравится, когда у бас-гитары мягкий звук. Многие, на мой взгляд, не правильно понимают функцию хоруса, - он обязательно должен быть стерео.

- А драйв у тебя сейчас какой?

- Драйв у меня новый, - "Sans Amp" я уже не использую…

- Но на концертном соло 2002 года ты ведь играл с ним?

- На концертном соло - да, с ним. А сейчас у меня ламповый "Ampeg", - эти модели рекламирует Билли Шиэн, - там уже есть драйв. Одна часть чистая, а другая - драйв. И можно замешивать сигналы как угодно. - Очень хороший профессиональный драйв. И по сравнению с ним "Sans Amp" звучит хуже. Выносная педалька footswitch, - когда надо включил, когда надо выключил.

- Планируешь ли ты играть на концертах "Мастера" какие-то вещи со своего сольного альбома?

- Нет, не планирую. Потому что мой сольный альбом и концерт "Мастера" - это не одно и тоже.

- Но почему? Ведь насколько я знаю, на концертах "Мастера"; вы иногда играете кавера, а здесь - твои собственные композиции.

- Да, мы играли "Led Zeppelin", "Deep Purple", "Dio", да и много еще чего другого. Но для того чтобы играть вещи с сольного альбома, - для того чтобы они прозвучали, - мне нужно приглашать еще как минимум двух музыкантов: клавишника и второго гитариста. А у "Мастера" сейчас очень маленький состав: гитара, бас и барабаны, и ту же "Элегию", например, мы не можем сыграть на концерте, что бы она прозвучала достойно. Хотя… я подумаю, и может быть когда-нибудь мы что-то и исполним. По правде говоря, до этого момента я на данную тему даже не задумывался.

- А сольно ты не планируешь выступить?

- Опять же, для того чтобы выступать сольно, мне нужен состав. А люди, которые со мной записывали сольный альбом, в настоящий момент играют в разных коллективах. Учить эти вещи сейчас с "Мастером", я не вижу смысла, потому что есть много другого, чем нужно заниматься. Конечно, если я узнаю, что кто-то хотел бы услышать на концерте какие-то песни с сольного альбома, - если уж кто-то особо попросит, - то можно и сделать. Но пока со стороны фанов таких просьб и заявлений я не слышал. И на самом деле, сольный альбом я выпустил даже не столько для фанатов, сколько для себя. Мне нужно было это сделать, - хоть сейчас я и говорю, что он живет своей, отдельной жизнью.

- Давай вернемся к "Мастеру". Когда ориентировочно выйдет новый альбом группы и есть ли у него уже название?

- Альбом будет называться "33 Жизни". Как я говорил в начале интервью, он уже записан и сводится. На данный момент процентов семьдесят материала уже сведено. Мы не особо торопимся, а стараемся сделать все возможное, чтобы этот альбом получился как можно лучше. Студия у нас сейчас своя, и если раньше, как, например, при записи альбома "Песни Мертвых", в съемной студии мы очень спешили, поскольку каждый час нужно было оплачивать, здесь, - к счастью, - все оборудование наше. Конечно, это тоже стоит определенных денег, но плюсов сейчас гораздо больше, чем тогда. "Большую Прогулку" я тоже писал на нашей студии. И это, кстати, еще одна из причин, по которой работа над моим сольным альбомом длилась так долго. - Ведь когда у тебя все свое, ты можешь особо не торопиться, - всегда можешь это дело отложить и оставить на потом. Хорошо, что я свой сольный альбом вообще доделал. Был момент, когда мне стало казаться, что я его уже никогда не закончу (смех).
Что касается сроков выхода нового альбома "Мастера", то хотелось бы, чтобы пластинка вышла осенью. Если это случится 1-го сентября, - то вообще отлично, - хорошая дата для начала нового этапа!

- Будет ли на альбоме твое "фирменное" басовое соло?

- Будет. Только необычное. Это будет не совсем традиционное соло для бас-гитары, как я обычно делаю, - когда звучит один бас. Это будет соло для бас-гитары с группой. - Я играю его с командой.

- Изначально "Мастер" держался более тяжелого курса, однако в последнее время, наметился поворот в сторону более "классического" звучания. В частности, клавишным стало отводиться больше места…

- Да, это так. На новом альбоме клавишные также будут присутствовать. Их будет не очень много, но они будут. В принципе, мы и начинали играть с клавишными, - еще когда у нас в составе был Кирилл Покровский, - и на первых двух альбомах клавишные присутствовали. А на альбоме "Лабиринт" мы решили вернуться к этой практике.

- Что собой представляет альбом "33 Жизни"?

- Стилистически я не могу точно определить, что это будет за работа. Там есть и хард-рок, и хэви-метал, и прогрессив. И даже юмор присутствует. Вообще, это будет самый необычный альбом "Мастера". На нем будут вещи, которые можно послушать, а будут и какие-то, над которыми можно просто посмеяться. - На диске будет присутствовать не только музыка, но и какие-то забавные моменты из жизни. Всего альбом будет содержать пятнадцать трэков, - именно трэков, а не песен, поскольку песен будет меньше. А будет, как я только что сказал, много необычного и неожиданного, - того, что "Мастер" никогда раньше не делал, - иногда в студии ставился микрофон, и записывался всякий бред (смех).

- ???

- А просто не хочется постоянно работать одинаково. Ведь на самом деле, если послушать, у "Мастера" все пластинки разные. Мы специально не выдерживаем все в одном ключе от начала и до конца, - мне как музыканту это не интересно. Мне нравится, когда в музыке присутствует синтез разных стилей. Конечно, очень далеко, - например, в сторону арт-рока, - мы не уходим, - это я могу позволить себе на своем сольном альбоме, а для "Мастера" это не совсем приемлемо. На самом деле есть множество команд, которые "дуют в одну дуду", и из раза в раз повторяют свою первую работу. В результате группа, рано или поздно, начинает копировать сама себя. И в звучании, и в рифах, и в ритме. - Люди пытаются вычислить: "Ага. Вот эта песня у нас была хитом, и до сих пор хит. Давайте сделаем приблизительно то же самое". А получается пародия, и слушатель думает: "А ведь раньше у вас было лучше"…

- Но с другой стороны фаны как раз и ценят коллектив за определенную стабильность, и покупая новый альбом уже ожидают услышать на нем определенный материал…

- Конечно, ты прав. Но попробую объяснить. Раньше "Мастер" играл трэш, сейчас стиль изменился. И в гостевой книге нашего сайта стали периодически появляться сообщения типа: "Мастер - уже не трэш, а значит - это попса". Однако в процентном соотношении таких отзывов - 10 на 100 положительных. Но, мы уже пережили тот период, когда жутко "мочили", и на данном этапе нам это уже не интересно. Это было клево, безусловно, но мы это прошли. Вдобавок, когда в начале 90-х мы стали играть еще более жесткий трэш, девяносто процентов фэнов от нас вообще отвернулось, не приняв те альбомы…

- Именно поэтому, как я понимаю, "Мастер" сейчас и не играет на концертах песни с "Talk Of The Devil" и "Maniac Party"?

- Да. Мне эти альбомы нравятся, но, к сожалению, как я уже говорил 10% "боевых" людей это понимают, а 90% - не воспринимают вообще никак. Они же не музыканты, и не могут проследить каких-то тонкостей, риффов, смешанных рисунков и т.д. Они воспринимают это просто как шум…

- Однако на тех альбомах были и весьма интересные и мелодичные вещи, - например, "Heroes" и "They Are Just Like Us"…

- Да, согласен. И мы их играли. На самом деле больше половины концертного альбома "Мастера" 1995 года состоит из материала тех альбомов, да и на концертнике 1997 года была пара песен. Но сейчас у нас и у людей уже другая жизнь. К тому же, это англоязычные песни и их имеет смысл играть на Западе.

=конец первой части=

Часть вторая

СЕРГЕЙ ХЛЕБНИКОВ.

Оригинал статьи: http://www.bassboombang.ru/ru/47/14739/